Задание для неравнодушных родителей детей с КИ
Задание для неравнодушных родитеей детей
Microsoft Word документ 15.6 KB
Индивидуальные слуховые аппараты (СА)
Слуховые аппараты.doc
Microsoft Word документ 1.3 MB
Развитие мелкой моторики. Советы родителям
Мелкая моторика.docx
Microsoft Word документ 56.1 KB

Советы специалистов

 

       Потеря слуха ребёнка как испытание  семейных отношений.

        

     Многие родители в разное время испытали большой удар, когда  прошли через известие о том, что их ребёнок имеет потерю слуха. Даже слабая потеря слуха является поводом для огорчений и вызывает сильнейший стресс. А когда ребёнку ставят диагноз «глухота», это тем более вызывает огромное потрясение. Но исследования показывают, что родители детей со слабой или средней потерей  слуха подвергаются большему стрессу, чем родители детей с сильной и глубокой потерей слуха. Родители глухих детей знают определённо, где будут учиться их дети и им не надо искать других путей обучения. А родителям слабослышащих детей  приходится решать, где будет обучаться ребёнок – в массовой или специальной школе. Им приходится брать на себя ответственность за правильность или ошибочность этого выбора.  Бывает, что ребёнок не успевает  в учёбе из-за неправильного выбора места обучения. А это дополнительные переживания для родителей. Кроме того, их тревожит, а вдруг ребёнок потеряет тот остаточный слух, который имеет.  Родители живут в страхе перед дальнейшим прогрессированием потери слуха. В этом страхе живут многие родители. Но несмотря на то,  что родители чувствуют, они не должны винить себя за это. Родителям можно предъявлять себе счёт лишь за то, что они могли сделать для успешности  ребёнка, за то, что они сделали или не сделали  для его дальнейшей жизни. Секрет успешного принятия потери слуха у ребёнка состоит  в том, каким образом родители способны интегрировать эту потерю в семейную жизнь. Если потеря слуха у ребёнка рассматривается как ужасная  утрата и трагедия, семейная система будет непрерывно подвергаться атаке отрицательных эмоций, и все остальные дети рискуют попасть под удар. Однако если рассматривать потерю слуха как учителя для каждого члена семьи, отмечая все положительные стороны потери слуха, то и другие дети будут процветать. Способность видеть положительные аспекты в том, что может казаться другим страшной ситуацией, называется реструктуризацией. Это умение, которым  все должны владеть, чтобы  жить здоровой и счастливой жизнью.

    

 Ваш ребенок должен носить слуховой аппарат

 

1.  Хорошо изучите состояние слуха вашего ребенка:

  -   какое ухо слышит лучше;

  -   на каком расстоянии от лучше слышащего уха ребенок воспринимает речь нормальной громкости с ин­дивидуальным слуховым аппаратом и без звукоусиливающей аппаратуры.

2.  Убедите ребёнка в необходимости  постоянного ношения индивидуального слухового аппарата.  Следите, чтобы ребенок носил слуховой аппарат в течение всего дня и снимал его только вечером, ложась спать.

3.  Постарайтесь обеспечи­ть ребёнку бинауральное слухопротезирование, то есть слухопротези­рование обоих ушей. Оно важно для ориентации в окружающем мире, более естественно для восприятия звуков.

4.  Изготовьте детям индивидуальный ушной вкладыш. Помните, что отсутствие индивидуально­го вкладыша может свести к минимуму эффект от слухопротезирова­ния даже самым качественным слуховым аппаратом.

5.  Соблюдайте правила ухода за индивидуальным слуховым аппаратом:

  - держите индивидуальный слуховой аппарат над мягкой поверхностью, если берете аппарат в руки, так, чтобы не повредить его, если случайно уроните;

  -   промывайте теплой водой ушные вкладыши, очищайте их от серы;

  -   убедитесь, что вкладыши и звуковод абсолютно сухие, только потом присоедините их к аппарату. Мыть сам аппарат в воде и протирать его спиртом категорически воспрещается!

 6.  Используйте для питания аппарата батарейки, а не аккумуляторы, т.к. они дают постоянное на­пряжение до полной разрядки. Аккумулятор такого надежного питания не обеспечивает. Это отражается на качестве звучания аппарата. По­заботьтесь о том, чтобы дома постоянно был запас батареек.

7.  Помогите ребенку приспособиться к аппарату;

-   не обращайтесь к ребенку издалека, из соседней комнаты, начинайте говорить с близкого расстояния ;

-   обращайтесь к ребенку с той стороны, с которой он носит аппарат;

-   старайтесь устранить посторонние звуки;

-   не кричите, говорите четко и естественно.

 

 

 

       Как помочь ребёнку в развитии слухового восприятия в семье

 

 Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должны находиться любящие и понимающие его взрослые люди. Именно в семье у ребёнка развивается самостоятельность, уверенность в себе, независимость. В то же время он должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, это становится основой позитивного самоощущения. Если ребёнок испытывает недостаток эмоционального общения, он лишается возможности самостоятельно ориентироваться в отношениях с другими людьми. Область эмоций, область чувств – это самое трудное для ребёнка с потерей слуха. Если пустить на самотёк эту область жизни,   ребёнок с потерей слуха будет многого лишён. Он не сможет сам разобраться в человеческих отношениях, он может испытывать страх перед общением. 

Рождение ребёнка с потерей слуха является испытанием для всех членов семьи.   Позиция родителей бывает противоречива. С одной стороны, они считают ребёнка с потерей слуха инвалидом, сопротивляются предоставлению ему свободы и самостоятельности. С другой стороны, желают более быстрого его развития, преодоления социальных последствий потери слуха. Они болезненно воспринимают неудачи ребёнка в обучении и общении с окружающими. Такие противоречия обычно приводит к нарушениям в развитии личности ребёнка с потерей слуха.

Эффективность развития и обучения ребёнка с потерей слуха во многом зависит от того, насколько в этом участвуют близкие ему люди.

После подбора подходящего слухового аппарата встаёт основная задача – развивать слуховое восприятие. Слуховая работа – это не сообщение ребёнку новых знаний, а развитие определённых способностей, навыков, которыми он сможет воспользоваться в определённых условиях. Взрослые  должны формировать механизм взаимосвязи между сниженным слухом, мышлением и речью. Без специальной слуховой тренировки ребёнок с потерей слуха не научится слушать. Для него слуховой аппарат – это тренажёр, с помощью которого ребёнок должен научиться   слушать, слышать и быть услышанным. Все сенсорные системы имеют резерв. Этот резерв можно реализовывать, а можно и не реализовывать… Зависит это и от родителей.

«Потеря зрения отделяет человека от мира вещей, а потеря слуха – от мира людей»- сказал Кант. Некоторые родители думают, что в быту их ребёнку «хватает» слуха, поэтому индивидуальные аппараты нужны только в школе. Но ведь ребёнок развивается постоянно и так же постоянно ему необходим слуховой аппарат. В школе есть индивидуальные занятия по развитию слуха и речи. Но и дома необходимо хотя бы недолго развивать именно слух,  а не только общаться слухозрительно или даже жестами.    Есть такое выражение – правильно организованное домашнее общение. Что это такое?  Если взрослые в семье находят время спокойно поговорить с ребёнком (обсудить возникшие проблемы, поговорить о прожитом дне, рассказать о своём, дать совет) – это прекрасно. Как правило, такое общение проходит в естественной обстановке. Вряд ли взрослый и ребёнок будут беседовать, сидя как на уроке. Скорее всего, взрослый будет занят каким-то своим делом (приготовление ужина), а ребёнок – своим (собирать портфель). Естественная ситуация, когда ребёнок не видит лица говорящего - вот и ситуация для восприятия речи на слух. И не надо никакого экрана. Надо только следить за тем, чтобы ребёнок постоянно носил слуховой аппарат, и самим достаточно много говорить с ним. В семье развитие слуха проходит попутно, в рамках событий дня. Естественные передвижения родных, разговаривающих друг с другом в квартире, напоминание о необходимости почистить зубы в тот момент, когда ребёнок самостоятельно моется перед сном, ласковые слова перед укладыванием спать и т.д. Добавим, что общение с родными происходит на фоне звуков окружающего мира: что-то упало, хлопнула дверь, зазвучала музыка или музыкальная заставка к телепередаче. Всё это так же обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребёнка, обучению его ориентироваться в звучащем мире.

Прекрасно, когда взрослые находят время для специальных занятий по развитию слуха (материал для них может помочь подобрать учитель РСВ). Эти занятия должны проходить в разных условиях – в тишине, в присутствии других членов семьи, вне помещения. Полезно иметь «слуховой » словарь – фразы, вопросы, поручения, связанные с жизнью и бытом семьи. Например, перечень покупок в магазине. Совместно с ребёнком можно прослушать записи, посмотреть мультфильмы, передачу по телевизору. Главное – после этого задать ребёнку вопросы, попросить повторить какое-то выражение, словосочетание.  Всё сказанное выше относится и к глухим детям.  Только развивать их остаточный слух надо, опираясь на наглядность (таблички, предметы и т.д.).  В условиях ситуации даже глухой ребёнок способен услышать определённый материал. Ожидая верной реакции ребёнка при общении с ним на слух, не следует демонстрировать своего разочарования его ошибками. Во всём, что касается слуха ребёнка, взрослые всегда должны проявлять тактичность и доброжелательность.

 

 

 Правила для общения с неслышащим ребёнком.

 

- Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка. Ребёнок должен смотреть на вас.

-         Не задавать вопроса:  «Понятно?», а требовать от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения и т.д.) Это контроль восприятия.

-         Следить, чтобы выражение  лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи. Ребёнок должен сначала воспринимать ситуацию или устное высказывание, а затем реакцию взрослого (как следствие).в случаях, когда ребёнок сначала воспринимает реакцию взрослого, не зная её причины, следует немедленно объяснить эту причину. По возможности надо потребовать пересказа ребёнком объяснения («Расскажи папе, почему я смеялась»).

-          При общении с ребёнком надо стремиться проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно). При этом ребёнок должен это видеть.

-          Строить фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдать естественный порядок слов в предложении.

-          Как можно чаще вызывать ребёнка на разговор.

-          Воспитывать внимание к началу говорения, к самой возможности возникновения речи у окружающих в любой момент.

-          Вырабатывать длительность и устойчивость внимания к речи до конца (фраза, монолог, диалог).

-          Воспитывать у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых  друг к другу, а не только к нему.

-          Всегда быть доброжелательным к ребёнку.

           Главное методическое требование к речи педагогов и родителей   - соблюдение естественной артикуляции, темпа речи и живой интонации.