Кохлеарная имплантация
Кохлеарная_имплантация.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 459.0 KB
Динамическая педагогическая классификация детей с КИ
Этапы КИ.docx
Microsoft Word документ 19.1 KB

Что нужно знать педагогам и родителям о послеоперационной реабилитации детей?

 

- Сразу после операции процессор не подключается в течение 5 – 6 недель, пока идет заживление. Ребенок теряет слуховые навыки, идет восприятие материала только чтением с губ.

 

- После операции ребенок должен носить аппарат на неимплантируемом ухе.

- Помнить, что КИ чувствителен к повреждениям и первые 6 недель надо соблюдать максимальную осторожность (исключить шумные игры, бег, прыжки, бассейн, не подвергать детей простуде).

 

- Необходимо беречь голову от ударов, поэтому и виды спорта выбирать осторожно. В подвижных играх (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) необходимо снимать верхнюю часть КИ, а на голову надевать какую-нибудь шапочку. Не разрешаются бокс, хоккей на льду. К занятиям гимнастикой тоже нужно относиться осторожно, внешнюю часть имплантанта нужно снимать.

 

- Использование телефонов-наушников при работе с компьютером нежелательно, т.к. они давят на область головы, где расположен имплантант, да и качество звука может быть плохим, кроме того, возникает опасность получения электростатического заряда.

 

- Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится на плечи педагогов и их родителей.

 

- Из-за того, что звуки и речь, передаваемые КИ, искажены, дети и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях. Имплантируемому ребенку задания нужно давать индивидуально и обращаться только к нему, чтобы привлечь слуховое внимание. Повторять это задание несколько раз, пока ребенок не поймет. Нарушение слухового внимания, трудности в запоминании речевого материала связаны с тем, что до операции слуховые центры мозга не получали информацию и не развивались.

 - При общении с ребенком нужно находиться со стороны имплантанта на расстоянии меньше 1м.

 -  Говорить с детьми нужно медленно.

 Главная цель реабилитации  детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

 

Результаты обследования и уже работы с такими детьми после КИ очень различаются в зависимости от ряда факторов:

1. Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.

2. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.

3. Индивидуальные психологические особенности.

4. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).

5. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.

6. Успешность проведенного хирургического вмешательства.

7. Адекватность настройки речевого процессора.

8. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.

9. Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

 

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря.   В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям.  В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций.

 

Человечество изобрело много способов помочь  детям с нарушением слуха, хотя изученность самого механизма слухового восприятия еще очень далеко от совершенства. Имплантаты, различные слуховые аппараты, костные вибраторы, сурдопедагоги с методиками и т.п.

Но, ни один из этих способов не дает гарантированного результата.

 

В любом случае это получается эксперимент длиною в жизнь  ребенка. С операцией или с приобретением самого продвинутого слухового аппарата    ребенок  получает  лишь немного предпосылок к тому, чтобы   речь была похожа  на  речь окружающих слышащих. Все остальное сделать можете только   ежедневным упорством и методичностью. Однако сейчас уже очевидно и доказано опытом многих людей и не только на примере проблемы потерь слуха, что больше всего можно сделать в самом начале жизни ребенка. То, чего некоторые дети с самыми сложными нарушениями добиваются в первые 5 лет жизни, другие, упустившие этот период могут не достичь за всю последующую жизнь.  

Роль семьи.

 

Кохлеарная имплантация требует изменений в жизни ребёнка и его близких. Близкие должны активно заниматься развитием слуха с К.И. Некоторые вынуждены будут поменять место жительства, временно оставить работу или поменять её.

 

Близкие должны знать, как пользоваться кохлеарным имплантом, как регулировать режимы его работы. Они должны сообщить в педагогический коллектив об индивидуальных особенностях восприятия речи своим ребёнком с помощью КИ, оптимальных условиях для речевого восприятия, о необходимости дополнительных занятий по русскому языку, особых трудностях при написании диктантов. Все родители нуждаются в определённом изменении стиля поведения с ребёнком. Излишняя опека, как и излишняя критичность, неумение похвалить ребёнка, порадоваться успеху мешают не только слухоречевой, но и социальной реабилитации.

 

Обеспечение оптимальных условий для реабилитации школьника детально обсуждаются с родителями уже на предоперационном этапе и после. Педагоги должны давать родителям задание для ежедневных самостоятельных занятий с ребёнком. Необходимо научить родителей помогать ребёнку участвовать в речевом общении, возникающем в разных бытовых ситуациях.

 

 

Семья нуждается в поддержке, когда по мере развития слухового восприятия и речи ребёнок готов к переводу из школы для глухих в школу для слабослышащих или из школы для слабослышащих - в общеобразовательную - подобные переводы сопряжены с увеличением учебной нагрузки, адаптацией к новому коллективу, педагогам и эмоциональной нестабильностью учеников с КИ.

Естественными учителями языка для ребенка являются его родители.

 

      Естественными учителями языка для ребенка выступают его родители. Именно ранние годы жизни ребенка (в силу нейропластичности детского мозга, специфике фаз развития) есть наиболее важные в развитии слухового восприятия и формирование речи. И этот период своей жизни малыши проводят с родителями, которые являются ближайшими людьми, которым доверяет ребенок, подражают их действиям.

      Родителям необходимо повышать уровень знаний в области аудиологии, физиологии слуха и речи, сурдопедагогики.

      Родители ребенка должны знать и усвоить основные приемы обучения ребенка, уметь взаимодействовать с ребенком, для того, чтобы эффективно и своевременно развивать у него соответствующие слухоречевые навыки непосредственно в процессе повседневного общения с ребенком в домашних условиях.

      Если родители понимают свою роль и ответственность за правильное развитие ребенка, если они сознают свою ключевую роль в реализации специальной программы обучения и активно проводят самостоятельно занятие с ребенком, то можно ожидать хорошие или даже оптимальные результаты слухоречевой реабилитации у ребенка.

 

      Именно поэтому ядром слухоречевой технологии является обучение родителей.