Полноценное владение  глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховой восприятие глухих школьников в ходе всего учебно-воспитательного процесса при постоянном использовании электроакустической аппаратуры (стационарной коллективного и индивидуального пользования и индивидуальных слуховых аппаратов).

Основой формирования устной речи является создание единой системы слухо–зрительно–кинестетических связей, предусматривающей активное речевое поведение детей в условиях слухоречевой среды.

 

В едином педагогическом процессе целенаправленно соединяется специальная работа по формированию у глухих школьников речевого слуха, навыков слухо-зрительного восприятия речи и достаточно внятного, естественного произношения, развитию самостоятельного моделирования высказываний, их актуализации в собственной речи, вероятностного прогнозирования речевой информации, её переработке на основе речевого и внеречевого контекста, личностных качеств, необходимых учащимся для активной устной коммуникации.

Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Специальными организационными формами являются:

индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

музыкально-ритмические занятия

фронтальные занятия в слуховом кабинете


Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи проводится на всех годах обучения (по 3 часа в неделю с 1-5 класс; по 8 часов в неделю на класс – с 6-10 класс; по 6 часов в неделю на класс – 11-12 классы); музыкально-ритмические занятия в подготовительном, 1-5 классах проводятся по 3 часа в неделю, на фронтальные занятия в слуховом кабинете отводится 1 час в неделю на класс с 2 - 4 классы.